Методические рекомендации для педагогических работников
- Видео-материалы для проведения уроков по вопросам защиты персональных данных
- Персональные данные. Презентация для детей 12-14 лет для использования на уроке
- Роль и место защиты прав субъектов персональных данных в обеспечении кибербезопасности
- Информационная памятка для несовершеннолетних по вопросам кибербезопасности в сети Интернет;
- Деструктивное воздействие на личность в сети «Интернет»: виды и отличия. Кибербуллинг: характеристики и основные типы
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т.п.
Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет.
В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанной специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ
Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс «Разбираем Интернет» (www.razbiraeminternet.ru). На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся посещать этот сайт.
Содержательная часть и объём учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихся. Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными организациями. Материалы бесплатны и доступны для скачивания www.razbiraeminternet.ru/teacher.
Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва) разработан учебно-методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ. Методическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родителями и учащимися. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/children_health_and_care_in_it.pdf
Рекомендуется провести анкетирование обучающихся и родителей по вопросам безопасного использования сети Интернет. Вопросы для анкетирования учащихся и родителей представлены на сайте «Детионлайн» http://detionline.com/internet-project/competence-research.
При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете.
Интернет-ресурсы для педагогических работников:
http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.
http://www.ligainternet.ru/ Лига безопасного Интернета.
http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.
http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.
http://festival.1september.ru/articles/612789/ Материал разработан для учащихся 9-11 классов, но может модифицироваться и для учащихся среднего звена школы.
http://www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете».
http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности.
http://www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им».
http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.
Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников.
http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев.
Мероприятия проекта «Сетевичок». Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:
Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков. Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок». Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети». Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок».
Единый урок безопасности в Интернете
Проект представляет собой цикл мероприятий для школьников, направленных на повышение уровня кибер безопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.
В ходе Единого урока участники узнают, как защитить свои персональные данные, совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, научатся анализировать правдивость и достоверность информации в сети Интернет и многое другое.
В рамках Единого урока пройдут очные тематические уроки в образовательных учреждениях, а также круглые столы, викторины, родительские собрания, лекции экспертов, сетевые мероприятия проекта «Сетевичок» и другие мероприятия на федеральном, региональном и районном уровне.
«По результатам наших исследований дети с каждым годом ведут все более самостоятельную жизнь в сети без контроля родителей: они играют в многопользовательские игры, общаются в социальных сетях и мессенджерах, смотрят фильмы и т.д. Соответственно повышается опасность различных рисков, к которым мы должны подготовить наших детей — считает сенатор Людмила Бокова, одна из инициаторов проведения Единого урока, председатель Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества. — Мероприятия Единого урока направлены на то, чтобы снизить эти риски и предложить детям интересные альтернативные варианты пользования интернетом».
Инициатором проведения Единого урока выступила спикер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко.
Напомним, что Единый урок проходит при активной поддержке Минобрнауки РФ, Минкомсвязи РФ, Института развития Интернета, федеральных и региональных органов власти, а также представителей интернет-отрасли и общественных организаций.
Сайт Единого урока по безопасности в сети «Интернет» www.Единыйурок.рф
Сайт Единого урока для детей и подростков www.Единыйурок.дети
Цель квеста – формирование у школьников и студентов России и стран СНГ компетенций цифрового гражданина для успешной и безопасной жизни и учебы в сети.
Квест «Сетевичок» проводится при поддержке постоянного комитета Союзного Государства, Администрации Президента России, Минобрнауки России, Минкомсвязи России и всех субъектов Федерации.
В первый раз квест прошел в 2014 году и охватил более 80 000 русскоязычных школьников и 15 000 школ, в 2015 году более 170 000 школьников и более 260 000 детей в 2016 году приняло участие в мероприятиях квеста.
Квест проводится онлайн, что позволяет участникам участвовать в конкурсе в любое время, места, с любого типа устройств выхода в сеть. Участникам будут предложены онлайн-курсы обучения, онлайн-викторины, конкурсы рисунков и эссе, опросы и тесты, за участие в которых будут начисляться баллы.
В этом году победители будут объявлены на трех уровнях: районы, субъекты и межреспубликанском на уровне стран СНГ. Победители межреспубликанского этапа получат ценные призы в виде электроники и полезных программ.
«Проект «Сетевичок», реализуемый с 2014 года под патронатом нашей комиссии, представляет собой справочно-информационную систему для детей о кибербезопасности и цикл мероприятий, который включает обучающий онлайн-квест, дистанционные исследования образа жизни детей в сети и конкурс детских сайтов, в ходе которого лучшие сайты выбирают сами дети. В 2017 году проект вышел в полуфинал конкурса ООН на соискание Премии Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО)», – отметила председатель Временной комиссии СФ по развитию информационного общества Людмила Бокова.
Официальный сайт квеста: сетевичок.рф